Back to top

Использование пусковых проводов

Очень часто после морозной зимней ночи автомобили со старыми аккумуляторными батареями просто отказываются заводиться. Дело в том, что емкость промерзшего аккумулятора значительно падает, а силы тока не хватает, чтобы стартер смог как следует раскрутить коленвал в загустевшем мотором масле. И если поначалу стартер еще хоть как-то вращается, то после продолжительных попыток запуска аккумулятор разряжается окончательно и шансов запустить двигатель без посторонней помощи просто не остается. В связи с этим, если стартер «подаёт признаки жизни», не стоит терзать его дольше десяти секунд. Лучше попытаться разогреть аккумуляторную батарею, включив на какое-то время дальний свет. Если эти действия не принесут желаемого эффекта, без дополнительной подзарядки не обойтись.

 

Существуют различные способы завести двигатель при севшем аккумуляторе. Сразу оговоримся, что запуск при помощи буксировки подходит только для автомобилей с механической коробкой передач и карбюраторным мотором. Если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией или современным двигателем с электронным управлением, то буксировка с целью запуска не только не принесет желаемого эффекта, но и приведет к выходу из строя многих систем.

 

Оптимальным является пуск двигателя от внешнего источника питания, именуемый в народе «прикуриванием». Если под рукой нет специального пуско-зарядного устройства, вполне подойдет полностью заряженный аккумулятор другого автомобиля. Процедура такого запуска достаточно простая, но в то же время требующая соблюдения определенных правил, поскольку неправильное выполнение действий может привести к выходу из строя электроники автомобиля или даже к пожару.

 

Первое, что необходимо для успешного пуска двигателя от внешнего источника питания – это правильный выбор пусковых проводов. Следует учитывать следующее:

 

- Поскольку для запуска двигателя требуется ток большой силы, сечение стартовых проводов должно быть достаточно большим. Логика выбора проста – чем больше рабочий объем двигателя, тем мощнее установленный на нем стартер и, соответственно, тем толще должны быть проводящие жилы. Как правило, для малолитражных машин вполне достаточно проводов диаметром 8-10 мм, для внедорожников имеет смысл подобрать провода потолще.

 

- Еще одним важным параметром при выборе пусковых проводов является материал их изготовления. Медь обладает меньшим сопротивлением, поэтому в медной проводке происходят меньшие потери тока, а значит, энергия аккумулятора расходуется не на нагрев проводов, а по прямому назначению. Конечно, чем выше содержание меди в составе провода, тем он дороже. Но экономить на цене, выбирая провода из сплавов с минимальным содержанием меди, однозначно не рекомендуется.

 

- Безусловно, имеет смысл обращать внимание на качество исполнения стартовых проводов. Их изолирующее покрытие должно быть выполнено из силикона или устойчивой к морозу резины, чтобы материал не растрескивался и не крошился от холода. Во избежание ошибочного подсоединения провода для прикуривания делают двух цветов, при этом какой именно цвет будет выбран для соединения плюсовых или минусовых полюсов – не принципиально. Длина стартовых проводов также имеет значение, ведь чем короче проводник, тем меньше его сопротивление. Обычно, 1,5-2,5 метров вполне достаточно, чтобы соединить аккумуляторы двух стоящих рядом автомобилей.

 

- Отдельного внимания заслуживают зажимы «крокодилы» на концах пусковых проводов. Недостаточно «хваткие» зажимы могут слететь в самый неподходящий момент, приведя к непредсказуемым последствиям. Предпочтительны паяные соединения проводов с зажимами, чтобы избежать потерь тока вследствие повышенного сопротивления. Обычного обжима, как правило, недостаточно для этой цели.

 

Для успешного пуска двигателя от аккумулятора другого автомобиля нужно учитывать следующие правила:

 

- Отсоединять провода следует сначала от отрицательного полюса аккумулятора («массовый провод»), а затем от положительного. Подключение должно происходить в обратной последовательности – сначала положительный (плюсовой) полюс, потом отрицательный (минусовой). Несоблюдение этого правила приведет к искрообразованию, что может стать причиной возгорания. По этой же причине следует следить за тем, чтобы случайно не подключить положительный полюс одного аккумулятора к отрицательному полюсу другого.

 

- Отрицательный полюс заряженного аккумулятора нужно соединять не с полюсом разряженной батареи, а с массивной кузовной деталью автомобиля, двигатель которого нуждается в запуске. Очень часто автомобилисты соединяют отрицательные полюса аккумуляторов напрямую, не понимая, что ток при этом идет по пути наименьшего сопротивления и не запитывает бортовую сеть автомобиля. Само собой, никакого результата от такого подключения не будет.

 

- Автомобили с заряженным и разряженным аккумуляторами ни в коем случае не должны соприкасаться друг с другом.

 

- Необходимо помнить о мерах безопасности. Оба автомобиля должны быть поставлены на «ручник», а пусковые провода должны быть проложены так, чтобы не задевать вращающиеся компоненты (например, вентилятор радиатора).

 

- Если в аккумуляторе замерз электролит, следует воздержаться от пуска двигателя – при подаче питания из внешнего источника батарея может треснуть или даже взорваться. Лучше снять замерзший аккумулятор с автомобиля и перенести в теплое помещение, чтобы дать ему оттаять.

 

- Прежде всего, следует запустить двигатель автомобиля-донора и дать ему поработать несколько минут на холостом ходу, и лишь после этого начинать попытки пуска двигателя на машине с разряженным аккумулятором. Во время пуска не нужно глушить мотор машины, от батареи которой производится запуск.

 

- После успешного запуска двигателя не следует сразу же начинать движение. Необходимо некоторое время работы двигателя на холостом ходу, чтобы аккумулятор достаточно подзарядился.

 

Подводя итоги по всему написанному выше, можно сделать простой вывод – наличие в автомобиле пусковых проводов в зимнее время будет совсем нелишним, ведь никогда не знаешь, где и как придется прийти кому-то на помощь или просить о помощи самому. И, конечно же, лучше покупать пусковые провода в надежных торговых точках, чтобы не приобрести некачественную продукцию.