Back to top

Пуско-зарядные устройства

Разрядившийся аккумулятор – это практически всегда неожиданность, от которой не застрахованы даже опытные автомобилисты с большим стажем. Особенно часто такое случается в зимнее время, когда активно используется подогрев стекол, зеркал и сидений, гораздо чаще используются стеклоочистители и, почти постоянно, горят фары. Электроэнергия, вырабатываемая стартером, по большей мере уходит на питание этих потребителей, а на подзарядку аккумуляторной батареи её остается совсем мало. К тому же в автомобиле, простоявшем всю ночь на морозе, стартеру приходится дополнительно преодолевать сопротивление загустевшего моторного масла, что также требует повышенного расхода энергии. В результате, в один не самый прекрасный момент, двигатель просто отказывается запускаться.
Для решения проблемы севшей аккумуляторной батареи используются специальные устройства, которые в зависимости от выполняемых функций, можно разделить на три типа:
- Зарядные.
- Пусковые.
- Пуско-зарядные.
 
Зарядные устройства, как следует из названия, предназначены для зарядки аккумулятора. Главным их преимуществом является то, что для подзарядки батарею не обязательно отсоединять от бортовой сети автомобиля. Для запуска двигателя такие приборы не подойдут, поскольку не могут обеспечить достаточную для проворачивания стартера силу тока. В зависимости от конструкции различают два типа зарядных: трансформаторные и импульсные.
Конструкция трансформаторных «зарядок» предельно проста, как следствие – эти приборы дешевле и надежнее. В начале зарядки устанавливается значение силы тока в размере не более 10% от емкости аккумулятора. Переменный ток 220 В из бытовой электросети посредством трансформатора и выпрямителя преобразуется в постоянный ток напряжением 14,5 В (в процессе зарядки величина напряжения меняется динамически в зависимости от степени заряженности батареи).
Несмотря на то, что импульсные зарядные устройства значительно дороже, в настоящее время они значительно более распространены благодаря компактным размерам, автоматизации процесса зарядки и наличию ряда дополнительных функций, таких как индикация окончания зарядки и неправильного подключения клемм или защита от коротких замыканий. Всё это делает эксплуатацию импульсного зарядного устройства более простой и удобной.
 
Пусковое устройство (бустер) представляет собой батарею высокой емкости с электронной платой, обеспечивающей защитные и управляющие функции прибора. Благодаря возможности длительной подачи тока большой силы (до 100 А), такой прибор, при подключении его к аккумулятору автомобиля, способен провернуть стартер двигателя несколько десятков раз – вполне достаточно для того, чтобы запустить двигатель. Обеспечить зарядку аккумуляторной батареи бустеры не могут, зато они оснащены USB-портом, который можно использовать для подзарядки мобильных устройств. Заряжать эти устройства, как правило, можно от бытовой электросети или от бортовой сети автомобиля (через прикуриватель).
 
Пуско-зарядные устройства, представляющие собой гибрид описанных выше приборов, могут быть использованы как для зарядки аккумуляторных батарей, так и для экстренного пуска двигателя. Существует большое количество пуско-зарядных устройств: легковые и грузовые, бытовые и профессиональные, работающие от сети или автономные. В большинстве случаев пуско-зарядные станции оснащены системами защиты от перегруза или неправильного подключения, индикацией зарядки, регуляторами силы тока и напряжения.
 
Перечисленные приборы значительно различаются по стоимости, поэтому нужно с умом подходить к их выбору, который зависит от конкретных потребностей автомобилиста. Зарядные устройства подойдут тем, кто не сталкивается с необходимостью экстренного запуска двигателя, а нуждается лишь в периодической подзарядке аккумулятора. Пуско-зарядная станция рекомендуется водителям, которые ставят автомобиль в гараже с подведенным электричеством. В зависимости от ситуации, они смогут не только подзарядить севшую батарею, но и произвести экстренный запуск двигателя, не дожидаясь, пока аккумулятор достаточно зарядится. Бустеры пригодятся людям, которые паркуют машину на стоянке или во дворе под домом, путешествуют на дальние расстояния или часто выезжают на природу. При выборе этих устройств стоит учитывать следующие рекомендации:
- Пусковой ток зарядного устройства должен в 10 раз превышать номинальную емкость аккумуляторной батареи автомобиля. Другими словами, если, например, емкость АКБ составляет 60А·ч, нужно подобрать модель зарядного со значением пускового тока в 600А. Однако, стоит учитывать, что если пусковой ток стартера больше, чем указанное для пуско-зарядного приспособления значение, прибор будет работать на пределе возможностей, что значительно сократит срок его службы.
- Следует обращать внимание на то, что значения емкости аккумуляторной батареи и зарядного устройства совпадали. В случае слишком большого расхождения этих значений аккумулятор или зарядный прибор быстро выйдут из строя.
- Напряжение зарядки должно быть несколько выше, чем напряжение аккумуляторной батареи. Так, например, для зарядки аккумулятора номиналом 12 В потребуется напряжение в 13-14 В. Однако, зарядное устройство для грузовых автомобилей и автобусов с напряжением 24 В только выведет аккумулятор легкового автомобиля из строя.