Back to top

Тросы и стяжки

Тканые ленты из синтетических волокон, обладающие высокой прочностью и малым весом, нашли широкое применение на автомобильном транспорте – в качестве тросов для буксировки или стяжных ремней для фиксации грузов.
 
Автомобилисты со стажем знают, что бывают ситуации, когда автомобиль из-за какой-либо неисправности или даже элементарного израсходования топлива не способен продолжать движение. В этих случаях на помощь могут прийти водители других машин, оказавшиеся поблизости, взяв обездвиженное авто на буксир. Именно в этот момент как никогда пригодится буксировочный трос, который каждый уважающий себя водитель возит с собой наряду с такими обязательными атрибутами как аптечка, огнетушитель или домкрат. Стальные тросы, столь популярные среди автолюбителей в те времена, когда собственный автомобиль еще не был массовым явлением, постепенно уходят в прошлое. Дело в том, что современные легковушки с их окрашенными в цвет кузова пластиковыми бамперами очень плохо переносят буксировку стальным тросом – после любой такой поездки придется раскошелиться на покраску бампера. Тканые синтетические буксировочные тросы (называемые в народе «галстуки») лишены такого недостатка, к тому же они гораздо легче, компактнее, и, что также немаловажно, гораздо дешевле. Важное значение имеет тип крепления буксировочной ленты. Это могут быть как обычные петли, так и крюки с фиксаторами, предотвращающими случайное соскакивание троса в процессе буксировки.
Буксировочные ленты с петлями на концах не имеют стальных элементов, а значит риск повредить бампер вследствие неаккуратного зацепления отсутствует. Однако для надежного зацепления такого буксировочного троса необходим определенный опыт, к тому же петли имеют свойство перетираться. Буксировочный трос с крюками крепится значительно быстрее и надежнее.
Кроме всего прочего, при выборе буксировочного троса для своего автомобиля следует обратить внимание на его длину и показатель максимальной нагрузки. Для безопасной буксировки длина троса должна составлять не менее 4 метров. При выборе значения нагрузки рекомендуется отдавать предпочтение буксировочным лентам со значительным запасом прочности – даже при движении по ровной дороге неизбежно возникают рывковые нагрузки, которые могут в несколько раз превышать массу буксируемого автомобиля.
 
Одна из главных задач автомобильного транспорта – перевозка грузов. Зачастую эти грузы довольно крупногабаритные – мебель, бытовая техника, строительные материалы. И если для водителей грузовиков это вполне привычная задача, то владельцы легковушек сталкиваются с необходимостью подобных перевозок не столь часто. Но, в любом случае, для того, чтобы транспортировка груза была безопасной, жизненно важна надежность его фиксации. С этой целью используются специальные стяжные ремни.
Чаще всего ременная стяжка разделена на две половины. Первая из них – короткая, с крюком на одном конце и храповиком на другом, вторая – длинная, с крюком и свободной лентой. Крюки по краям стяжной ленты зацепляются за основание (рама автомобиля, монтажные проушины и т.п.). Край длинной ленты продевается в натяжной механизм, а затем надежно затягивается рычагом и блокируется складыванием фиксатора храповика.
Нормы Евросоюза EN 12195 «Устройства для фиксации грузов на дорожных транспортных средствах», установленные в качестве правил безопасности для всех автомобильных грузоперевозчиков, предписывают пришивать ярлык на каждую половину стяжного ремня, чтобы облегчить его идентификацию. В ярлыке должна содержаться следующая информация:
- Год производства изделия.
- Материал, из которого соткана лента стяжки.
- Общая длина стяжного ремня (суммарно для обеих частей).
- Номинальное значение нагрузки (LC) в деканьютонах (daN) (один деканьютон примерно соответствует килограмму массы).Разрывное усилие стяжки должно составлять не менее удвоенного номинального значения нагрузки.
- Сила номинального натяжения ремня (SHF). В норме это значение должно составлять 50 деканьютонов (50 килограмм-сил).
- Сила предварительного натяжения ремня (STF). По сути, это сила, которая передается от натяжителя стяжной ленте. После отпускания рычага храповика эта сила остается в натяжном механизме. Её значение может составлять от 0,1 до 0,5от рабочей нагрузки стяжного ремня, превышение данного диапазона недопустимо. Как и для остальных силовых параметров, данное значение указывается в деканьютонах (daN).
- Обозначение изготовителя.
- Отображение соответствия нормативам EN 12195-2.
- Допустимое значение удлинения при предельной рабочей нагрузке относительного номинальной длины. В норме данная величина не должна превышать 5%.
- Фраза «НЕ ПОДЫМАТЬ, ТОЛЬКО ФИКСИРОВАТЬ» (на языке страны производителя). Данная отметка указывает на то, что стяжка не рассчитана на рывковые нагрузки, а значит, не должна использоваться как буксировочный трос или грузоподъемные стропы.
 
При использовании стяжки груза чрезвычайно важно соблюдать следующие требования безопасности:
- Запрещено использование поврежденных стяжных лент. Необходимо обязательно проверять их состояние перед использованием.
- Прежде чем закреплять груз стяжками, необходимо убедиться в его устойчивом размещении. Ремни должны равномерно располагаться на грузе, чтобы фиксировать его по всему объему. Увеличить сцепление стяжки с грузом возможно, используя подходящие подкладки из резины.
- Не допускается нагрузка на стяжку, превышающая установленное предельно допустимое значение.
- Запрещено натягивать стяжные ленты через острые края груза или завязывать их в узел. Стяжки должны обхватывать груз по всей ширине и не должны перекручиваться.